Для подсчета результатов применялся индексный метод, используемый в статистике. Были получены 3 показателя: индекс общей киберграмотности, индекс финансовой киберграмотности и общий индекс киберграмотности. Общий индекс киберграмотности складывается из индекса общей киберграмотности и индекса финансовой киберграмотности.
Итоговые результаты следующие:
Индекс общей киберграмотности – 7.7
Индекс финансовой киберграмотности – 6.8
Общий индекс киберграмотности – 7.2
Самыми сложными для школьников оказались вопросы о том, как противостоять интернет-мошенникам и защитить свои платежи и банковские карты (вопросы №12, 14 и 15 из блока вопросов по финансовой киберграмотности).
Часть 2. Финансовая киберграмотность
12. Как не попасться на удочку финансовых интернет-мошенников?
(выбери один или несколько правильных вариантов ответа)
а) Никогда не переходить на сайты банков по ссылкам из СМС, электронных писем, сообщений в соцсетях и мессенджерах, если отправитель тебе незнаком
б) Адрес сайта банка или страховой компании желательно вводить вручную. Также можно воспользоваться поиском «Яндекс», который отмечает официальные сайты легальных организаций галочкой с подписью «ЦБ РФ»
в) Установить на компьютер и гаджеты антивирус, который распознает подозрительные сайты (антивирус с веб-фильтрацией), регулярно его обновлять
г) Заходить только на сайты организаций, которые гарантируют безопасное соединение. Адреса таких сайтов начинаются с https://, а в адресной строке есть значок закрытого замочка
д) Чтобы ты ни предпринимал, интернет-мошенники всегда на шаг впереди, поэтому лучше не совершать покупки в интернете, а по финансовым операциям обращаться в отделение банка
14. Как мошенники могут украсть данные твоей карты?
(выбери один или несколько правильных вариантов ответа)
а) С помощью спрятанной видеокамеры или скиммера – устройства, которое мошенники устанавливают на банкоматы и платежные терминалы
б) На игровом портале, когда тебе предлагают купить игровую валюту, амуницию, артефакты за реальные деньги. Не все игровые порталы защищены, поэтому мошенники могут получить доступ к данным банковской карты
в) На фишинговом сайте, который может выглядеть как близнец официального сайта банка, онлайн-магазина или другой организации
г) Психологическими методами («социальная инженерия»): например, мошенник звонит, сообщает о «блокировке» банковской карты, а затем просит ее номер и CVV\CVC-код, чтобы «разблокировать»
д) Ни одним из этих способов украсть данные банковской карты невозможно
15. Как защититься от кражи денег с карты или свести потери к минимуму?
(выбери один или несколько правильных вариантов ответа)
а) Аккуратно вырезать с карты значок радиоволн и логотип платежной системы, тогда мошенники не смогут украсть деньги с помощью терминала бесконтактной оплаты
б) Подключить СМС-информирование или всплывающие уведомления в мобильном приложении банка об операциях по карте. Это поможет быстро отреагировать, если неизвестный спишет с твоей карты деньги
в) Установить разовый и суточный лимит по карточным операциям
г) Никому не сообщать полные данные карты: номер, срок действия, имя владельца, CVV/CVC-код на обратной стороне карты. Для перевода денег на карту достаточно знать только ее номер
Подробнее о результатах можно узнать в Приложении.*
* В связи с тем, что в кибердиктанте в каждом городе принимало участие разное количество школьников, построение рейтинга по городам является некорректным.